1-23 Этапы становления научной теории. Проблема, гипотеза, теория.

Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, его происхождения и развития, и т. п.
3. Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная – функция предвидения. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.
Становление научной теории.
Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.
Началом исследовательского поиска является выявление проблемной ситуации и постановка проблемы.
Проблемная ситуация – объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты или ограниченности.
Типы проблемных ситуаций:
а) расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными;
б) конфронтация теорий внутри одной предметной области;
в) столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления.
Проблемная ситуация фиксируется в системе высказываний, и таким образом формулируется проблема – вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человеческом знании.
Есть мнимые проблемы: относительно мнимые (например, проблемы классической физики, потерявшие смысл с открытием теории относительности) и абсолютно мнимые (противоречат закономерностям физического мира, например, вечный двигатель); они неизбежны при развитии науки и обогащают ее даже отрицательным результатом.
Гипотеза – первичная форма теоретического знания, которая, получив высокую степень подтверждения или оправдания, приобретает статус теории.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы.
1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий.
2. Выдвижение догадки, предположения о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т. п.
3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений.
4. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий.
Теория—наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение

Добавить комментарий