Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, который характеризуется качественными скачками в виде научно-технических революций. Если коперниканская научная ре¬волюция и промышленная технико-технологическая революции еще были разделены во времени, то последующие революции име¬ли синхронный характер (электротехническая, ядерная, психоло¬гическая, биологическая, компьютерная, генная).
Как только происходит научно-техническая революция, она сразу же переходит в стадию технологического освоения ее след¬ствий. Сокращение рабочих мест на производстве становится одной из главных проблем. Даже если труженики остаются на предпри¬ятиях, то от них постоянно требуют переквалификации, повыше¬ния квалификации, ответственности в условиях конкурентной борьбы за рабочие места. Как считает А.Тоффлер, все это требует от наемного работника хорошо развитого чувства профессио¬нальной мобильности. Если таковое отсутствует, то может иметь место футурошок (страх будущего), излишний консерватизм и рост агрессивности и конфликтности общества. Масштабы же компьютерной революции, вызвавшей автоматизацию и роботи¬зацию промышленного производства, поистине огромны. Из сельского хозяйства и промышленности были освобождены мил-лионы людей. Пока их востребует сфера услуг, но и она технизируется, что актуализирует задачу занятости. Соответственно разрабатываются механизмы социальной защиты трудящихся.
Техника вызывает изменения не только в системе производ¬ственной деятельности, но и в структуре гражданского общества. Развитие машинной техники после промышленной революции привело к возникновению крупных производств и концентрации населения в городах (урбанизации), перемещению миллионов людей с одних континентов на другие(миграция). Особенно нега¬тивно переселение сказалось на сельских жителях, ставших горожанами. Оказав¬шиеся в техногенном мире люди стали воспринимать материаль¬ные и художественные ценности как что-то само собой разумею-щееся. Из-за доступности культуры не сформировалось ее под¬линное значение. Возникло желание быстрого ее приобретения любой ценой и любыми методами. Нигилизм и оторванные от ре¬альной жизни идеологии стали постоянным спутником дегуманизировавшейся массы людей. В результате техника породила глу¬бочайшее противоречие между теми, кто действительно создает цивилизацию, и кто хотел бы только пользоваться ее продуктами. Деградировавшая культурно масса людей легко становится вов¬леченной в атмосферу образования толпы, культивирования низ¬менных устремлений. Социальные последствия, вызванные техникой, усугубляются тем, что они совпадают с эпохой тотального нигилизма и обесце¬нивания опыта человечества. Так, веками выполнявшая свою ре-гулятивную функцию религия стала объектом преследования и разрушения. Важнейшим последствием научно-технического развития ста¬ло обострение проблем внутри многих элементов социальной структуры общества. Семья столкнулась с возобновившейся дис¬куссией о социальном статусе мужчины и женщины в культуре. Патриархату и матриархату ищутся современные альтернативы. Миграция придала семье межрасовый, межконфессиональный и межэтнический характер. Под влиянием миграционных потоков нации становятся все более полиэтническими. Эти процессы сопровождаются противо¬речиями и конфликтами. Наибольшую опасность для техногенной цивилизации представляет этнический сепаратизм, посколь¬ку он создает преграды процессам глобализации и интеграции. А уровень современной техники таков, что он предполагает объеди¬нение в рамках отдельных проектов целых регионов. На возрастные группы, в первую очередь молодежь, техника повлияла компьютерными технологиями, аудиовизуальными средствами. Возрастные границы доступа к информации оказа¬лись размытыми. А это означает риск возникновения различных неадекватных восприятии, переходящих в самые разнообразные субкультуры и контркультуры.