3-1. Предмет и основные задачи философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Философия техники – уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии
Предметом же технологии является техническое действие, пред¬метом технической науки — техническое знание, а предмет филосо¬фии техники составляет развитие технического сознания.
Таким образом, философия техники имеет отличный от техноло¬гии и технической науки объект и предмет:
– техника, техническая деятельность и техническое знание как фе¬номен культуры (объект);
– развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект (предмет).
Отсюда, естественно, вытекают и основные сферы философии техники:
1. культура и техника (историко-культурный и социокультурный аспекты);
2. методологические проблемы философии техники, методология технических наук и проектирования;
3. социальная оценка техники и ее последствий;
4. инженерная этика.
Главная задача философии техники – исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания.
В центре внимания философии техники находятся проблемы смысла, сущности и понятия техники.
Смысл техники состоит в том, что она является средством челове¬ческой деятельности (но не призвана заменить ее), а се сущность за¬ключается в усилении «органов» и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники:
в узком смысле – как технического устройства (артефакта), соз¬данного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;
в широком смысле – как всякого рода ухищрений, характеризую¬щих действие (техника письма, плавания, счета, рассуждения и т.п.), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улуч¬шающий или облегчающий это действие.
Представление о технике постоянно развивается, как и сама тех¬ника. В свою очередь техническое развитие является частью культур¬ного прогресса. Представления о технике эволюционировали от ми¬фологического осмысления в древних обществах до научного изуче¬ния техники в современном мире.
Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением человека разумного и долгое время развивалась не¬зависимо от всякой науки. Хотя в технической деятельности передовые для того времени научные знания и применялись (напри¬мер, у Архимеда), вместе с тем в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности.
В философии техники главное внимание всегда уделялось социально-философским и особенно этическим проблемам техники, однако в последние десятилетия все большее внимание уделяется социальным и методологическим проблемам научно-технического прогресса (в том числе самых современных его областей, например, компьютеризации), технических наук, инженерной деятельности и проектирования.
Техника в XX столетии становится объектом изучения самых разных дисциплин, как технических, так и естественных и общественных, как общих, так и частных, причем не только целые отрасли техники, но и отдельные аспекты этих отраслей становятся предметом исследования различных технических наук, все возрастающая специализация стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин.
Философия техники исследует феномен техники в целом, причем не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии, а также принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Она имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет: техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры — это объект, а развитие общественного технического сознания, рефлектирующего данный объект, — это предмет философии техники. Главная же ее задача — исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.
Философия науки и техники рассматривает систему «наука-техника» в широком контексте развития истории, культуры, ценностных аспектов человеческого бытия. Она изучает вопросы, касающиеся возникновения науки и техники, их смысла, предназначения и перспектив, проблемы соотношения теоретических и прикладных дисциплин, социально-гуманитарных последствий научно-технического прогресса и т.д. Вопросы развития науки и техники она связывает с вопросами определенного характера – такими как: какова сущность мира? в чем его первоисточник? какова миссия человека во Вселенной? в чем смысл истории общества? в чем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? каков смысл жизни человека?
По своему методу философия науки и техники не отличается от любого другого раздела философского знания: она представляет собой по преимуществу рациональный способ понимания и объяснения действительности.
Философия науки и техники выполняет мировоззренчески-просветительскую функцию. Существуя в определенном обществе, философии прямо или косвенно воздействует на сознание этого общества, в том числе и на тех людей, которые специально не заняты философией. Мировоззренчески-просвтительская функция состоит в передаче знаний, накопленных профессиональной философией, тем людям, которые не стремятся стать профессиональными философами, а посвящают свою жизнь другой профессии. Такая передача наиболее эффективно осуществляется в системе образования.
Однако это не означает, что изучение философии должно преследовать цель формирования мировоззрения, единого и обязательного для всех. Мировоззрение личности представляет собой сложную систему, складывающуюся под влиянием многих факторов, к числу которых относится личный жизненный опыт, знания из различных областей науки и т.д. Существенное влияние на него оказывают религиозные представления, а также искусство. Поэтому целью изучения философии является не формирование мировоззрения во всем его объеме, а пополнение сознания личности определенным запасом философских знаний. Философия помогает преодолеть сужение и обеднение духовного мира. Опасность сужения сознания является одним из следствий специализации, свойственной современному обществу.
Вторую функцию философии науки и техники принято называет методологической. Методологическая функция философии науки и техники состоит в том, что она обобщает достижения науки и техники, опирается на них. В то же время философия вписывает достижения науки и техники в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации научно-технического прогресса, повышению в составе научно-технической деятельности роли нравственно-гуманитарных факторов.
В настоящее время развитие науки является одним из главных условий развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществе.
Первая – утверждается определяющая роль науки, а технику воспринимают как прикладную науку. Это модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его применение. Такая модель – достаточно одностороннее отражение реального процесса их взаимодействия.
Другая модель – взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.
Третья модель утверждает ведущую роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования техни­ческих устройств. Действительно, мельница, часы, насосы, паровой двигатель и т.д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает тер­модинамика. И таких примеров множество.
Чтобы разобраться в проблеме взаимоотношения науки и техники, надо рассмотреть их исторически, найти тот момент их раз­вития, когда они составляли единое целое. Затем проследить процесс разделения, обособления и взаимодействия науки и техники.
Вспомним, что слово «техника» имеет два основных значения. Это: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри – его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса труда, без которых труд невозможен. На разных этапах общественного развития их удельный вес различен.
Наука длительное время, почти до конца XIX века, шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами. Вначале наука изучает те механизмы – мельницы, двигатели, насосы и т.д., – которые изобретены практиками. Собственно, развитие естествознания до середины XIX века – это «извлечение» законов природы из машин, механизмов, технологий.
В конце XIX века ситуация изменяется. Целые отрасли промышленности создаются на основе открытий науки: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была создана промышленность достаточно крупного масштаба и научное исследование превратилось в инженерную практику.
В настоящее время, сто с лишним лет спустя, создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники, и отрасли, ориентированные на фундаментальные исследования. В целом это единая сфера деятельности, обозначается в статистичес­ких справочниках как «Научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки» (НИОКР).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимоотн­шения науки и техники изменялись в историческом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали ручные орудия труда. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на технической основе. Создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.

Добавить комментарий