Конвенционалистская концепция создана в последней трети XIX века (Пуанкаре, Дюгем, Мах).
Наука в этот период начала становиться массовой деятельностью, переживала период систематизации накопленного знания, и в этих условиях все большее значение приобретали вопросы упорядочения понятийного строя, терминологии, номенклатуры, совместной выработки перспектив и критериев оценок – а такие вопросы вполне могли и должны были решаться конвенционалистски, на основе всеобщей договоренности.
Так, Первый Международный химический конгресс состоялся в 1860 г. по инициативе 47 крупнейших химиков Европы и, по замыслу его организаторов, был призван устранить существовавшие разноречия в толковании понятий «атом», «молекула», «эквивалент», крайне затруднявшие развитие и преподавание химии. Аналогичные конгрессы в этот же период начали проводиться и по другим наукам; в конце XIX в. был создан ряд международных научных организаций, фиксирующих всемирно-признанные конвенции.
Одновременно в этот период сильно увеличилось количество и разнообразие практических сфер, где стали инженерно применяться научные результаты. Благодаря этому чистые научные исследования стали восприниматься как автономные от всех практических сфер, а формальность, условность и переносимость теоретического знания стала осознаваться как его сила. Что так же явилось предпосылкой для оформления конвенционалистской концепции.
Основоположник конвенционали?зма — Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) Свою концепцию умеренного конвенциализма А. Пуанкаре изложил в двух произведениях «Наука и гипотеза» (1902) и «Ценность науки» (1905).
Конвенциализм (от лат. conventio — соглашение) — направление в фил-фии науки, провозглашающее в качестве основы научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Соглашения обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности, с понятиями самой теории.
Научными основаниями, способствующими появлению конвенциализма, стали различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского, Римана. Поскольку каждая из них согласовывалась с опытом, то возникал вопрос, какая из них является истинной, т.е. соответствует действительному пространству. А значит, вставала проблема истолкования достоверности и объективности знания, понимания истины.
Пуанкаре охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Он заявил, что законы геометрии вовсе не являются утверждениями о реальном мире, а представляют собой произвольные соглашения о том, как употреблять такие термины, как «прямая линия» и «точка». Данное учение Пуанкаре вызвало недовольство многих, поскольку объявило, что постулаты геометрии, которые они рассматривали как «истинные», суть только соглашения.
Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Развитие математической логики в 1930-х привело к усилению позиций конвенционали?зма.
Доктрина конвенциализма утверждала, что законы механики Ньютона являются языковыми соглашениями. Первый закон Ньютона гласит: тело, на которое не действует никакая внешняя сила, движется прямолинейно. Но каким образом мы можем узнать, что на тело не действует никакая внешняя сила? Таким образом, первый закон Ньютона становится соглашением о том, как употреблять выражение «прямолинейное движение». Подобные произвольные соглашения должны быть также и полезными соглашениями; они вводятся для того, чтобы сделать хорошее описание явлений движения, которые должны быть сформулированы.
В социально-гуманитарном знании представлены следующие формы конвенций:
1. языковые и вообще знаковые системы;
2. операциональные, измерительные приемы и единицы;
3. логические правила;
4. когнитивные стандарты в целом.
Так, в социологических исследованиях качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей) не имеют установленных эталонов измерения и конструируются в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезе исследования.
Существующие способы предупреждения и снятии плохо обоснованных соглашений:
1. проверки процедуры измерения на надежность по трем критериям: обоснованность, устойчивость, точность шкалы;
2. требования пригодности для измерительной процедуры – система измерения должна соответствовать объекту измерения, эталон и единицы должны точно фиксировать свойства и признаки объекта.
Неопределенность вводимых конвенций вызвана:
1. в значительной степени отсутствием разработанного понятийного аппарата перехода от теоретических конструктов к эмпирическому материалу. Поэтому научный поиск невозможен без конвенционального выбора гипотезы в качестве рабочей;
2. трудностью введения математических методов, квантификации;
3. трудностью экспериментальной проверки, что позволяет снимать издержки конвенциональных моментов в естественных науках.
Отечественный философ науки В.Н.Порус. общее у всех вариантов конвенционализма – конвенции заключаются не всеобщим согласием всех участников научных познавательных процессов, а теми учеными, которые образуют элитарную группу. Они формулируют те ценности, следование которым полагается целесообразным и потому рациональным. Принятые конвенции по сути выступают как определения рациональности.