Герменевтика – 1) теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной философии.
Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike — искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Своими корнями она уходит в древнегреческую философию, где практиковалось искусство толкования различного рода иносказаний, высказываний, содержащих многозначные символы. Прибегали к герменевтике и христианские теологи для толкования Библии.
Как научный метод герменевтика формируется с развитием филологии и других гуманитарных наук. Герменевтика как изначально ориентированная на постижение смысла текста, причем постижение его как бы «изнутри», исходя из него самого, отвлекаясь от социально-исторических, психологических и иных факторов, занимает особое положение в гуманитарном познании. Ведь специфическим предметом исследования в гуманитарных науках, что отличает их от других наук, является именно текст, как особая система знаков, связанных между собой определенными отношениями. Иначе говоря, отражение действительности в гуманитарном исследовании опосредовано текстом.
Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, то мощным средством его анализа выступает язык, слово как существенный, системообразующий элемент культуры. Отсюда герменевтическая методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.
Осн.представители:
— М. Хайдеггер: человеческое бытие с самого начала является «бытием понимающим». Герменевтика=философия
— ГАдамер («Истина и метод»): основная мысль: несостоятельно изолирование науки от философии, высшей формой которой является герменевтика.
Современная герменевтика — высокоинтеллектуальное занятие, нельзя удовлетворяться ее расхожим пониманием. Рассуждение про камень, человек, физика и юриспруденция.
Понимание в первую очередь относится не к сознанию другого человека, а к положению дел. Всякое положение дел есть текст. Предметом науки является то, к чему принадлежит человек. В этом отношении нет разницы между науками.
Г. утверждает, что в моральных науках не обнаруживается никакого следа чего – нибудь другого, чего нет в правильных науках. Понимание есть везде, где присуствует человек,хотя бы один. Если бы физика как наука обходилась без людей, то она была бы негерменевтичной,но она создана людьми — следовательно герменевтична. деление на экспериментальные науки и герменевтические не состоятельны.
Герменевтический круг: приступая к любому тексту интерпретатор заранее имеет его предпонимание.
Герменевтики слишком часто уподобляют язык континууму, где, по определению, властвует непрерывность. В действительности же в сфере языка много прерывностей, именно это обстоятельство регистрируется своеобразием как науки в целом, так и отдельных наук. Герменевтики справедливо подчёркивают необходимость перехода от языка науки к языку философии и обыденному языку. Такие переходы расширяют перспективу герменевтического опыта, но не умаляют достоинства науки. Наука хороша уже тем, что она есть важнейший компонент опыта человека. Нельзя ей ставить в вину то обстоятельство, что она не охватывает собой весь универсуум герменевтического опыта.