1-28. Основные характерные черты классической, неклассической и постнеклассической науки

Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это классическая рациональность, соответствующая классической науке; неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке и постнеклассическая рациональность.
Становление и особенности классической науки. период с XVII до конца XIX века (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон). Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Ее основные принципы:
Прежде всего, она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности.
В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины. Полагалось, что объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации с помощью специальных процедур. Класс. картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.
Основными характеристиками классической науки является:
— численный, количеств. способ изучения мира и природы. Восходит к декартовскому разделению двух субстанций, где материальная субстанция характеризуется только протяженностью, следовательно, познавать материальное означает измерять его.
— геометризм – состоит в преодолении идеи Аристотеля о неоднородном и анизотропном пространстве (все точки и направления разные).
— аналитизм – был разработан в виде аналитического метода Декартом, который предлагал максимально дробно делить объекты и изучать все части по отдельности и противостоял синтетизму космо– и теоцентризма;
— причинно-следственный автоматизм – выражается в лапласовском детерменизме (жесткий), где одни и те же причины в одних и тех же условиях 100% дают одни и те же следствия (нет случайностей, случ-сть – непознанная закон-сть);
— финализм – это претензия на всеохватывающее, абсолютно истинное и завершенное знание;
— научным считалось только то, чему можно сопоставить наглядные модели;
— механицизм – все рассм-лось через призму механических теорий и законов.
Формирование и особенности неклассической науки XX в. Серьёзные трансформации в области фил-фии и методологии науки в XXв. были неизбежны вследствие грандиозных трансформаций внутри самой науки. В основе некласс науки лежат новые принципы и способы описания мира, новые представления о возможностях и границах научного знания.
Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента.
Основные особенности неклассической науки:
1) изменение представлений о роли субъекта и технических средств в познании. Субъект играет активную и преобразовательную роль в познании, причем рез-ты познания зависят от тех теорий и методов, к-рые им используются. Техн. Ср-ва способны коренным образом видоизменять объект познания (н-р, микромир => мы получаем не объективное знание, а искаженное вмешательством прибора).
2) предметом познания становятся преимущественно сложные динамические системы. Происходит отказ от принципа редукционизма всего к атомарному, учитывается качественное различие макро–, микро– и мегамира, и все объекты рассматриваются в развитии.
3) вероятностный характер знаний. Помимо динамических законов классической механики, в науке появляются вероятностно-статистические законы, которые описывают не отдельный объект и достоверно, а группу объектов (статистика) и вероятностно.
4) повышение роли математики и идеализированных объектов.
Возникновение и характерные черты постнеклассической науки. П.Н. формируется в 70-х годах 20 века. Этому способствует революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.
Основные черты и тенденции развития современной науки
Понятие постнеклассической науки было введено в конце 80-х годов 20-го века Степиным.
Главными чертами современной, постнеклассической науки являются:
1. Широкое распространение идей и методов синергетики 2.необходимость глобального всестороннего взгляда на мир. 3. принцип сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. 4. внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Постнеклассическая наука ориентируется на проблемный подход и целостный анализ.5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках 6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии. Особенность постнекласс. науки – ее диалектизация – широкое применение диалектического метода в разных отраслях науч. познания. 8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Сегодня наблюдается смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами, поднимаемыми в области социологии, психологии, этики.9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). 10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. 11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Глоб. эволюционизм: хар-ет взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур; рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; создает основу для рассмотрения чел-ка как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в разв-и нашей Вселенной.
Если схематично представить эту деятельность как отношения «субъект-средства-объект», то описанные этапы эволюции науки выступают в качестве разных типов научной рациональности.
● Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
● Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.
● Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем важной становится связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, по только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Добавить комментарий