1-22. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы.
В современной западной фил-фии проблема роста, разв-я знания явл-ся центр. в фил-фии науки. Данная проблема фил-фии науки имеет в себе три аспекта.
1) Что составляет сущность динамики науки? Это просто эволюц. изменение, к-рое сост-т в расширении объема и содержания науч. истин или разв-е со скачками, революциями, качеств. отличиями во взглядах на один и тот же предмет?
2) Является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (включающем постоянный отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их)?
3) Можно ли объяснить динамику науч. знания т/о его самоизменением или также существенным влиянием на него вненаучных (социокультурных) факторов?
Кумулятивизм (от лат. cumula = увеличение, скопление) полагает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. При этом не учитывается возможность качественных изменений, прерывности в развитии науки, научных революций. Развитие научного знания представляется как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.
Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности.
В истории и философии науки насчет факторов, обусловливающих динамику науки, сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено внешними факторами — социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т. п.).
Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п. Поэтому сторонники интернализма при изучении науки главное внимание направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания.
В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции науки:
1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;
2) история науки как развитие через научные революции;
3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).
Среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания.
Наиболее активно проблему динамики науки разрабатывали сторонники постпозитивизма. К.Поппер: концепция роста научного знания. Для Поппера рост знания не является кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, повторяющееся ниспровержение научных теорий и замена их лучшими. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. Рост научного знания рассматривается как частный случай общих мировых эволюционных процессов. Модель роста научного познания: Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2, где Р1 – некоторая исходная проблема, ТТ – предположительная пробная теория, ЕЕ – процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 – новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую теорию.
Т.Кун: научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный необратимый процесс. Модель развития: нормальная наука – научная революция: распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них – переход к новому периоду нормальной науки.
И.Лакатос: НИП – серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Рост зрелой науки – это смена непрерывно связанных совокупностей теорий, за которыми стоит конкретная НИП. Модель развития НИП: прогресс – пункт насыщения – регресс.
П. Фейерабенд: существует множество равноправных типов знания, и это способствует росту знания и развитию личности. Противник куммулятивизма. Рост знания происходит в процессе пролиферации (размножения) знания, отстаивает позицию методологического и теоретического плюрализма. Самые плодотворные периоды развития науки – периоды борьбы альтернатив.
Итак, механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания.
На всякий случай определения:
ПОЗНАНИЕ – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
ЗНАНИЕ – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.
НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Добавить комментарий