1-16 Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Факт и проблема его теоретической нагруженности.

Структуру эмпирического уровня образуют два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты и познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных к эмпирическим фактам. (фиксируются в высказываниях типа: «более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды»)
Конечная цель естественно-научного исследования состоит в том, чтобы найти законы, которые управляют природными процессами, и предсказать будущие возможные состояния этих процессов.
На теоретическом уровне законы отображаются «в чистом виде» через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом они изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах.
Таким образом, при исследовании структуры эмпирического познания выясняется, что не существует чистой научной эмпирии, не содержащей в себе примесей теоретического. Но это является не препятствием для формирования объективно истинного эмпирического знания, а условием такого формирования.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но подчинен. Поэтому объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – Характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект.
В эмпирическом знании 2 подуровня: а) непосредственные Наблюдения (направленное и организованное восприятие предмета) и эксперименты (практическое преобразование объекта или условий его существования с целю выявления исследуемых свойств, наблюдение всегда входит в эксперимент), результатом которых являются данные наблюдения; б) Познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Эксперимент – метод получения информации об изменениях показателей о деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных контролируемых факторов.
Главная особенность эксперимента – позволяет проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой. Основное назначение Э – получение информации о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. Общая логика Э – выбирается некая экспериментальная группа, помещается в экспериментальную ситуацию и отслеживается направление, величина и устойчивость изменяющихся характеристик.
Основные ограничения на социальные эксперименты:
•Эксперимент не должен противоречить нравственным нормам и вести к разрушительной деградации объекта
•Риск для объекта должен быть ограничен, важно сохранять условия для его развития, функционирования
Виды экспериментов:
•По степени происхождения экспериментальной ситуации: Искусственный, Естественный
•По характеристикам экспериментальной ситуации: Лабораторные, Полевые
•По схеме проведения эксперимента:
Линейный (одна группа, изучаемые характеристики замеряются, потом группа подвергается экспериментальному воздействию, затем снова проводится тест)
Параллельный (2 группы, воздействию подвергается одна, а другая контрольная)
Особенности, преимущества, недостатки:
Информация получается в ходе воздействия исследователя на изучаемый объект экспериментальным фактором; Информация зависит от экспериментатора; Информация зависит не только от экспериментального, но и от других факторов (возможна ложная корреляция);
Возможность установить причинно-следственную связь между факторами, получить не только описание, но и объяснение; Присутствует субъективизм восприятия процесса.
Наблюдение – метод сбора эмпирических данных, который заключается в направленном непосредственном систематическом визуальном, слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задачи исследования социальных процессов, явлений, ситуаций.
Главная особенность – взаимосвязь наблюдателя с объектом.
Трудности:
1) объективные (не зависят от наблюдателя)
-Ограниченный и принципиальный частный характер каждой наблюдаемой ситуации.
-Не все ситуации поддаются наблюдению.
-Поведение может отличаться от естественного.
-Высокая трудоемкость.
2) необъективные (связаны с личностными и профессиональными особенностями)
-Автоморфизм. (Склонность истолковывать действия других через собственное «я».)
-На качество информации может влиять отличие социального положения, опыта наблюдателей и наблюдающих.
-Изменение объекта под влиянием ожиданий наблюдателя.
-Трудности интерпретации (не всегда формы поведения и мотивы связаны однозначно).
Виды наблюдения:
По степени формализованности: Формализованное (жесткая программа, где заранее определены элементы изучаемой ситуации), -Неформализованное
По степени участия наблюдателя: -Включенное — Невключенное
По характеристикам ситуации: -Полевые; -Лабораторные (искусственно созданные условия)
По степени систематизированности: -Систематические; -Случайные
Теоретическая нагруженность фактов. Чувственный опыт челове­ка — его ощущения и восприятия — источник знания, связывающий его с миром. Обоснование путем ссылки на опыт дает уверенность в истинности таких утверждений, как «Эта роза красная», «Холодно», «Стрелка вольтметра стоит на отметке 17» и т.п. Нетрудно, однако, заметить, что даже в таких простых констатациях нет «чистого» чувст­венного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением, без понятий и без примеси рассуждения он не способен выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать самые очевидные факты.
Например, мы говорим: «Этот дом голубой», когда видим дом при нормальном освещении и наши чувства не расстроены. Но мы скажем «Этот дом кажется голубым», если мало света или мы сомневаемся в нашей способности или возможности наблюде­ния.
Теоретическая нагруженность фактов особенно наглядно проявля­ется в современной физике, исследующей объекты, не наблюдаемые непосредственно, и широко использующей для их описания матема­тический аппарат. Истолкование фактов, относящихся к таким объек­там, представляет собой самостоятельную и иногда весьма сложную проблему.

Добавить комментарий