1-15 Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровень. Особенности эмпирического и теоретического знания. Эксперимент и наблюдение.

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования.
Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.
Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из наук уже прошли достаточно длительный путь теоретизации и сформировали образцы развитых и математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.
Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. Они могут также представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.
Два основных уровня организации знания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.
Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Характерной черта — внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
Эксперимент – метод получения информации об изменениях показателей о деятельности объекта в результате воздействия на него заданных контролируемых факторов.
Главная особенность эксперимента – позволяет проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой.
Основное назначение эксперимента – получение информации о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями.
Общая логика эксперимента – выбирается некая экспериментальная группа, помещается в экспериментальную ситуацию и отслеживается направление, величина и устойчивость изменяющихся характеристик.
Основные ограничения на социальные эксперименты:
Эксперимент не должен противоречить нравственным нормам, риск для объекта должен быть ограничен, важно сохранять условия для его развития.
Виды экспериментов:
По степени происхождения экспериментальной ситуации: (искусственный,естественный)
По характеристикам экспериментальной ситуации:(лабораторные,полевые)
По схеме проведения эксперимента: (линейный (одна группа, изучаемые характеристики замеряются, потом группа подвергается экспериментальному воздействию, затем снова проводится тест), параллельный (2 группы, воздействию подвергается одна, а другая контрольная))
Особенности, преимущества, недостатки:
Информация зависит от экспериментатора
Информация зависит не только от экспериментального, но и от других факторов (возможна ложная корреляция)
Возможность установить причинно-следственную связь между факторами, получить не только описание, но и объяснение
Присутствует субъективизм восприятия процесса
Наблюдение – целенаправленное преднамеренное пассивное изучение исследуемого объекта, опирающегося в основном на органы чувств.
Главная особенность – взаимосвязь наблюдателя с объектом.
Трудности:
1) объективные (не зависят от наблюдателя)
-Ограниченный и принципиальный частный характер каждой наблюдаемой ситуации.
-Не все ситуации поддаются наблюдению.
-Поведение может отличаться от естественного.
-Высокая трудоемкость.
2) необъективные
-Автоморфизм. (Склонность истолковывать действия других через собственное «я».)
-На качество информации может влиять отличие социального положения, опыта наблюдателей и наблюдающих.
-Изменение объекта под влиянием ожиданий наблюдателя.
-Трудности интерпретации (не всегда формы поведения и мотивы связаны однозначно).
Виды наблюдения:
1) По степени формализованности.
-Формализованное (жесткая программа, где заранее определены элементы изучаемой ситуации); неформализованное
2) По степени участия наблюдателя.(Включенное – Невключенное)
3) По характеристикам ситуации: (полевые, лабораторные)
4) По степени систематизированности (Систематические, случайные)

Добавить комментарий