Характерные черты античной науки:
1) она синкретична, для нее характерная большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем. 2) она космоцентрична, ее горизонты всегда охватывают весь космос, в том числе и мир человека. 3) логика античности – логика общих имен, понятий. Развитие и совершенствование логики стало одним из важнейших достижений античной науки. 4) в античной науке отсутствовал экспериментальный метод в том виде, каким он создан в новом времени. Хотя античная наука понимала значение опытного познания (Демокрит, Аристотель). 5) в античности достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов (Эратосфен, Архимед, Птолемей), но эксперимента античность не знала.
Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древ. греками в период разв-я рабовладельческого строя. Возн-ние греч. науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с расцветом городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и греч. колоний в Италии. В Греции впервые появ-сь профессиональные ученые и учителя, труд к-рых оплачивался как гос-вом, так и частными лицами, первые науч. учреждения: Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и о разв-и его из этой основы.
Родоначальник греч. науки милетский купец Фалес такой основой считал воду. Его ученик Анаксимандр источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало, которое он назвал апейроном (т.е. «беспредельное»). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвр-ется в это первовещество.
Последним великим представителем милетской школы был Анаксимен, который началом, основой, субстанцией мира считал воздух. Все возникает из воздуха, через его разряжение и сгущение. Но они не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса считал источником движения борьбу противоположностей. В этой постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. В центре его учения — идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. Гераклит видел такую первооснову в огне, который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом.
Греция является родиной логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин «диалектика». Под диалектикой в древности понимали искусство вести беседу и достигать истины путем обнаружения противоречий в суждениях противника..
Первые естественно-научные программы античности
Атомическая программа. Идея атомистического строения материи была высказана впервые Левкиппом и развита его учеником Демокритом. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, к-рое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. Демокрит исходил из безоговорочного признания истинного бытия существующим и существующим как многое. Он показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия — атомов. Бытие в собственном смысле этого слова — это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Суть учения Демокрита:
1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все другое — только воззрение.
2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.
3. Из ничего не происходит ничего.
4. Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.
5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия между атомами не существует.
По Демокриту мир в целом — это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри — кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля -центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населёнными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Развивая учение Демокрита, Эпикур пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также фор¬мулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
Математическая программа. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.
В её основе лежит представление о том, что Космос — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией протяженного мира тел, подчиненной законам геометрии, а движение небесных тел — математическим законам.
Платон-ученик Сократа, создатель собственной философской школы «Академия», основоположник идеалистического направления. Идея-центральная категория в ф-фии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное (воду пьем, но не можем выпить идею воды). Идея – это смысл сущности, вещи. Высшая идея-это идея абсолютного добра. Суть теории познания П. состоит в том, что знание – это припоминание того, что душа некогда узнала, а затем позабыла. Мир идей у Пл обладает истинным бытием, а земной матер мир, представлет собой несовершенное его подобие. Выделял 7 типов государств: идеальное (философы, воины ремесленники), монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия)
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.. Он подвел итог всей преднаучной мысли др. Греции. По его мнению, мир един. Идею существуют не в идеальном мире, а в самих материальных вещах. Аристотель предлагал разделить не мир, а саму вещь, которая состоит из материи и формы.
Материя – пассивный бесформенный субстракт (она вечна,несотворима,несокрушима;не может возникнуть из ничего, не может увеличиваться, уменьшаться в своем количестве), а форма – некое активное, конструктирующее начало. Чтобы из материи возникли вещи необходим гонгаз(бог). Материя и форма связаны диалектически.
Аристотель – создатель логики и психологии, сформулировал законы логики: 1) закон тождества; 2) з-н противоречия; 3)закон исключенного третьего.
Аристотель впервые отметил значение опы¬та в теории познания. Причем опыт форми¬рует не точное знание, а лишь его достовер¬ность.
Он выделил 10 категорий, отвечающие на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий дает ответ на вопрос, что такое бытие, а другие дают его хар-ки. Сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение,состояние, действие, страдание.
Состояние «преднауки» (к вопросу о комплексе «наука-философия» в Древней Греции):
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая — науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Так, например, анализируя древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют в своем содержании типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.